УнцукульНесомненный интерес для туристов представляет Сарыкум (Сарихум) — участок Дагестанского республиканского заповедника «Сарыкумские барханы». «Желтые пески (в переводе с кумыкского) — чудо природы, настоящая мини-пустыня площадью всего в несколько гектаров с эндемичной (пустынной) флорой и фауной.

Здесь находится высочайшая в Европе (251,5 м) дюна.

Следующий туристический объект — Унцукуль, древний (известный с VIII в.) аварский аул в виде подковы, знаменитый резными изделиями из дерева с узорной инкрустацией мельхиором, серебром и костью.

В нем есть художественный комбинат и многочисленные частные мастерские.

Кстати, в религиозном унцкульском районе рядом с дорожными знаками повсюду стоят написанные по-арабски суры из Корана — одновременно обереги на трудной горной трассе и подсказка мусульманам, не знающим Коран наизусть. Хунзах — большой аул в сердце горного Дагестана, бывшая столица Аварского ханства.

Расположен на горном плато, откуда в глубину лощины низвергаются водопады — один большой и несколько более мелких. В ауле есть филиал Дагестанского государственного музея с очень интересной экспозицией.

На кладбище — могила второго имама Дагестана Гамзат-Бека, погибшего в хун-захской мечети от рук Хаджи-Мурата и его брата Османа (вспомним повесть «Хаджи-Мурат» Льва Толстого).

В соседнем селе Арани — остатки царской крепости, в которой теперь располагается больница и войсковая часть.

Тут также есть боевая каменная башня. Между Арани и Хунзахом — поворот на село Цада, родину поэта Расу-ла Гамзатова и его отца, поэта Гамзата Цадасы.

В родовом доме Гамзатовых находится небольшой, но очень интересный музей. Ну, и наконец Ахты — самое большое село Дагестана.

Это самый южный райцентр в России. Ахты возникло не позднее V века до н. э.. Именно к этому периоду относится первое достоверное упоминание о его существовании как одном из центров Кавказской Албании.

Далее на протяжении 25 веков каких только государств, княжеств, ханств не существовало на этой земле.

В XVII — XVIII вв. Ахты были даже столицей независимого Ахтыпаринского вольного общества.

Здесь из сохранившихся архитектурных памятников наибольший интерес представляет Джума-мечеть (1899), которая стоит на фундаменте соборной мечети Абу-Муслим ад-Димашки (X в.). К мечети прилегает ряд кварталов — магалов. Это настоящий средневековый город с узкими улочками, кое-где превращающимися в туннели под домами, и небольшими квартальными мечетями.

Над мечетью возвышается гора Къелезхев — на ней устроена смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на долину Ахты, долины Ахтычая, Самурский хребет.

Следующей достопримечательностью является и ныне существующая крепость на слиянии Ахтычая и Самура. Она прикрывает одно из двух удобных мест для переправы через реку.

Сама крепость была построена в XVIII в. и служила сперва резиденцией персидских наместников, а потом и местом дислокации русского гарнизона.

Теперь речь пойдет о Республике Калмыкия. Она находится на юго-востоке европейской части России.

На востоке выходит к Каспийскому морю, а на западе территория Калмыкии разрезана озером Маныч-Гудило. Часть Калмыкии западнее озера, так называемый Западный улус — Яшалтинский и Городовиковский районы, — пригодна для земледелия.

Вся остальная территория автономной республики — степь, в которой пасут овец. Наступление песков и расширение пустыни являются в последние годы существенной проблемой, и Калмыкию часто упоминают в связи с термином «экологическая катастрофа».

Климат здесь резко континентальный, то есть летом очень жарко, а зимой очень холодно.

В XVII-XVIII вв. все улусы вошли в состав Российской империи.

Государственные языки республики — русский и калмыцкий. Согласно переписи населения 2002 года, большинство населения составляют калмыки (53%), затем идут русские (33%), даргинцы (2,5% — это чуть больше семи тысяч), чеченцы (2%) и турки (1%). Калмыков в республике 156 тысяч, это совершенно необычный этнос.

Дело в том, что, во-первых, калмыки традиционно являются буддистами (они исповедуют ламаизм — тибетский вариант буддизма).

Это единственный народ в Европе, исповедующий буддизм и, наряду с бурятами и тувинцами, один из трех в России.

Во-вторых, калмыцкий язык не родствен ни одному из соседних языков.

Ближайшие его родственники — бурятский и монгольский языки.

В истории Калмыкии немало темных периодов, но самый мрачный пришелся на советскую эпоху.

В декабре 1943 года Калмыцкая АССР была ликвидирована, а все калмыки в одночасье депортированы в Сибирь и Казахстан. Точные данные о количестве погибших в ссылке отсутствуют, но, по оценкам, это примерно треть всего калмыцкого народа.

Вернуться на Родину калмыки смогли только в 1957 году, тогда же была восстановлена автономная республика.

За время советской власти здесь были уничтожены все без исключения буддийские монастыри и храмы и практически все христианские церкви (в Элисте службы проводятся в здании церковно-приходской школы, которая, по всей видимости, является единственным зданием XIX века на территории республики). После 1991 года началось строительство буд~ дийских храмов, сейчас их в республике несколько десятков.

Попытки ввести обязательное изучение калмыцкого языка и обучение на калмыцком языке пока не принесли ощутимого успеха, хотя в первом проекте Конституции республики калмыцкий язык был обозначен как единственный государственный.

Самым выдающимся литературным памятником Калмыкии является героический эпос «Джангар». Он переведен на русский язык, и, по мнению знатоков, перевод великолепный.

Если вы собираетесь путешествовать по Калмыкии, купите себе эту книгу, что поможет скрасить часы ожидания и проникнуться духом степных кочевников. Здесь этому эпосу придают большое значение, и исполнять его на языке оригинала с аккомпанементом струнного инструмента — большая честь.

В Элисте даже есть памятник «Джангарчи Ээлян Овла» (джангарчи — исполнитель эпоса). На родине джангарчи в поселке Красносельский ныне создан музей, а средняя школа носит его имя.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом