Окрестности Санкт-ПетербургаПетергоф был построен в первой четверти XVIII в. как летняя парадная резиденция императорского двора. В современных границах города объединено несколько дворцово-парковых ансамблей и отдельных архитектурно-исторических комплексов XVIII-XX вв. Этот уникальный архитектурно-художественный дворцово-парковый комплекс сделал Петродворец всемирно известным.

В настоящее время открыты для прогулок и осмотра 14 парков, протянувшихся по побережью Финского залива от Стрельны до Петродворца более чем на 10 километров. Их общая площадь превышает 1000 гектаров.

Государственный музей заповедник «Петергоф» называют русским Версалем.

Но по пышности и богатству оформления, по оригинальности технических идей Петергоф превосходит взятый Петром I в качестве прототипа Версаль и другие европейские дворцово-парковые ансамбли. Это изумительный ансамбль ландшафтных и архитектурных произведений искусства величайших мастеров — Бенуа, Штакеншнейдера, Растрелли, — на протяжении нескольких столетий создававших летние резиденции для членов императорской семьи и знатнейших русских вельмож.

Он обладает богатейшей коллекцией русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства XVIII — начала XX века.

Петергоф получил всемирную известность как «столица фонтанов». 20 августа 1721 года Петр I запустил знаменитые фонтаны и каскады Петергофа.

Сегодня Петергофские парки — это музей фонтанного искусства XVIII и XIX веков.

В его экспозиции представлены различные стилистические направления — барокко, классицизм, их сочетание.

Здесь множество типов и форм фонтанов — одноструйные и многоструйные, чаши, водные колокола и столпы, фонтаны солирующие, парные и сгруппированные в определенные ряды. Представлены и фонтанные скульптуры, где композиция дополняется рисунком струй.

Всего в Нижнем и Верхнем парках действуют 4 каскада и 191 фонтан (включая водометы каскадов). В состав Петергофского ансамбля входят Большой дворец, дворец «Коттедж», дворцы Марли и Монплезир, Екатерининский корпус, павильон Эрмитаж.

Не меньший интерес представляют и парки Петергофа: Верхний парк, Нижний парк, включающий Оранжерейный и Менажерейный сады, сады Венеры и Бахуса.

В комплекс петергофских ансамблей входят и пейзажные Английский, Колонистский и Луговой парки и парк Александрия. Монплезир — ровесник Петергофа.

С начала его возведения и ведется история всего дворцово-паркового ансамбля.

Его название происходит от названия небольшого увеселительного дворца Петра I Монплезир (по-французски — «мое удовольствие»), хотя в прошлом он именовался Голландским домиком за схожесть планировки и отделки фасадов и интерьеров с небольшими «бюргерскими» жилищами в Голландии.

Император сам избрал место для строительства, сам составил план здания. Вряд ли сегодня можно найти другое место, где бы так полно отразились его привычки и вкусы.

Монплезирский комплекс сформировался, в основном, к середине XVIII века. Расположен он в восточной части Нижнего парка на берегу Финского залива.

Помимо дворца, в Монплезирский ансамбль входят восемь зданий, два сада, морская терраса и фонтаны. Скрещение пересекающихся под прямым углом аллей отмечено мощным водометом фонтана «Сноп», на равных расстояниях от которого помещены четыре фонтана «Колокол».

В Монплезирском саду сохранились петровские фонтаны-шутихи, настигавшие незадачливых гостей, разгоряченных ассамблейным весельем и выходивших освежиться.

Из интерьеров дворца наиболее интересны Лаковый и Морской кабинеты, Центральный зал и спальня Петра I. Уникальна сохранившаяся темперная роспись потолков Монплезира, исполненная в стиле регентства французским художником Ф. Пильманом. Во дворце экспонируется одна из первых в России картинных галерей, в которой сохраняются картины кисти фламандских и голландских мастеров XVII-XVIII веков, коллекция китайского и японского фарфора, собранная Петром I, его личные вещи.

Большой Петергофский дворец является композиционным центром Петергофа.

Протянувшись более чем на 200 м, он объединяет ансамбли Нижнего и Верхнего парков. Дворец имеет два основных фасада — северный и южный.

Неподалеку от верхних ворот на открытом зеленом пригорке расположена готическая капелла — церковь Александра Невского.

Углы ее акцентированы массивными двадцатиметровыми восьмигранными башнями со шпилями из чугуна, завершенными золочеными крестами.

В декоре фасада и интерьера использовано около 900 чугунных орнаментальных деталей и 43 фигуры святых (из меди). Дворец Марли — памятник архитектуры первой половины XVIII века.

Это сооружение петровского времени, архитектурно-художественный облик которого сохранился неизменным с момента его создания. В плане дворец представляет собой почти квадрат, а в объеме — куб (площадь 113 м2), завершенный четырехскатной мансардной кровлей, имеющей прихотливые, характерные для того времени очертания.

Подобную форму имела кровля дворца Монбижу под Берлином, благодаря чему в 30-40-е годы XVIII века Марли иногда называли Монбижу.

Вся его красота не в богатстве и пышности, а в необыкновенно удачных архитектурных пропорциях и в простой, но изысканной отделке. С середины XVIII века дворец Марли фактически имел статус дома-музея, где была собрана уникальная коллекция.

В июне 1941 года большая часть музейной коллекции была эвакуирована. 23 сентября 1941 года фашисты ворвались в Петергоф.

Линия фронта проходила в 500 метрах от дворца Марли. Сам дворец был взорван миной замедленного действия.

В послевоенные годы начинается долгое восстановление памятника.

Использовались старинные изображения, чертежи, эскизы, каждый предмет интерьера был воссоздан в первоначальном виде. Дворец открыл свои двери перед посетителями в 1982 году.

Дворец «Коттедж» является главным архитектурным сооружением дворцово-паркового ансамбля Александрии, примыкающей к Нижнему парку Петергофа. Это выдающийся памятник русской архитектуры второй трети XIX века.

В планировке дворца и принципах оформления интерьера нашли отражение основные тенденции нового направления в искусстве XIX века — романтизма.

«Коттедж» был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Федоровны.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом