СмоленскСмоленск впервые упоминается в летописи под 863 годом — по случаю похода Аскольда и Дира из Новгорода в Киев. Утверждается, что они, встретив на своем пути «большой и многолюдный» город Смоленск, решили проплыть себе мимо без неприятностей. В то время город размещался около современной деревни Гнёздово, а на нынешнее место был перенесен в XII веке.

В 882 году двигавшийся в том же направлении Олег все же подошел к городу и привел жителям аргументы, которые оказались достаточно убедительными для немедленного мирного признания вассальной зависимости от новгородского князя (то есть от Олега). История удельного Смоленского княжества начинается с 1054 года, когда его князем стал сын Ярослава Мудрого, Вячеслав Ярославич, переехавший на княжение в Смоленск.

В 1073 году смоленским князем на пять лет становится Владимир Мономах. В 1239 году татары по каким-то неизвестным нам причинам обошли Смоленск (легенда о Меркурии Смоленском, единолично спасшем город от татар, не встречается ни в одной летописи).

Тем не менее, как и все русские земли, Смоленск до 1330-х годов платил дань Орде, а уже в 1359 году Ольгерд подчинил Смоленское княжество Великому княжеству Литовскому. Вскоре после этого Литва приняла католичество и православные земли оказались в католическом государстве.

В конце XV века Иван III, занимаясь «собиранием русских земель», добрался и до Смоленска. Он воевал с Литвой больше двадцати лет и в 1514 году взял (с третьей попытки) Смоленск, а в 1522 году заключил мирный договор с Литвой, по которому Смоленские земли отходили Московскому государству.

В 1596 году под личным наблюдением Бориса Годунова была заложена Смоленская крепость, которая устояла под натиском шведов в 1708 году.

А вот наполеоновская армия вошла в Смоленск, в котором практически не осталось жителей: они ушли вслед за отступающими русскими войсками.

Дальше идут сто лет мира и процветания до 1917 года. Город сильно пострадал во Вторую мировую войну.

С сентября 1941 по сентябрь 1943 года он был занят немецкими войсками, которые его практически полностью разрушили. В 1985 году Смоленск, наряду с Мурманском, успел стать последним городом-героем.

В 1596 году была заложена каменная крепость. Во время ее строительства (до 1602 года) действовал царский указ, запрещавший любое другое каменное строительство по всей стране.

Получившееся сооружение уникально тем, что охватывает и посад, а не является крепостью внутри города. Крепостная стена окружает старый город.

Внутри нее стоят жилые дома, проходят улицы, которые теперь через ворота и разрывы в стене выходят и за пределы бывшей крепости. Тут до недавнего времени ходил трамвай.

Крепость была повреждена в русско-польских войнах и частично разобрана на кирпичи в XVIII-XIX веках.

До наших дней дошли лишь фрагменты стены, содержащие 17 башен из первоначальных 38. На месте бывших Фроловских ворот (чуть выше моста) в стену встроена над-вратная Одигитриевская церковь (1793) с колокольней (тоже встроенной в стену).

В ней когда-то содержался список с иконы Смоленской Богоматери, который сейчас находится в Успенском соборе.

Рядом находится парк, а в нем один из самых знаменитых монументов Смоленска — памятник героям войны 1812 года (1915, скульптор Шуцман), известный как «памятник с орлами», а также аллея, посвященная генералам — участникам этой войны. Там стоят две настоящих французских пушки, В городе есть очень красивые церкви.

К сожалению, архитектурные и культурные шедевры русского зодчества, так же как и русский народ, принимали на себя удары захватчиков. Как это ни удивительно, учитывая историю почти непрерывных войн, в Смоленске остались три церкви, построенные еще в XII веке, в домонгольский период.

По-видимому, самая старая из них — церковь Петра и Павла, точное время постройки которой неизвестно. Традиционная дата — 1146 год — возникла из ошибочной интерпретации летописи.

Варианты, которые предлагаются, — или правление князя Ростислава Смоленского (середина XII века), или 1170-е годы.

В 1950-е годы была проведена реставрация, в результате восстановили первоначальный вид церкви, и сейчас она легко опознается как здание, современное соборам Владимира или Новгорода, хотя неоштукатуренные кирпичные стены производят необычное впечатление. Другая церковь — Иоанна Богослова на Варяжках — была построена во время правления Романа Ростиславича, скорее всего в 1170 годы.

Храм сильно пострадал от перестроек — от домонгольских времен остались лишь внешние стены, да и те лишились декора. Прорублены новые (широкие) окна, купол сооружен в XVIII веке.

Наконец, церковь Михаила Архангела (Свирская). Она была построена при Да-выде Ростиславиче, то есть между 1180-м и 1197 годом.

По-видимому, она входила в состав загородного княжеского двора. Церковь сильно отличается от двух других.

Она кажется почти вертикальной, что крайне необычно для времени постройки и делает ее уникальной — единственным сохранившимся отдаленным аналогом является Пятницкая церковь в Новгороде. В XVIII веке церковь Михаила Архангела также перестраивали, в результате чего в стенах притворов были пробиты восьмиугольные и круглые окна, а практически все внутреннее убранство исчезло.

Почти все остальные смоленские церкви были построены в XVIII веке, что само по себе придает городу определенный стиль.

Главной архитектурной доминантой города является Успенский собор.

Он как бы парит над Смоленском и виден с любой точки города. Он строился почти сто лет, заложен был в 1677 году, закончен в 1772-м. В Успенском соборе хранилась икона Смоленской Богоматери.

Оригинальная икона византийского письма, привезенная из Чернигова Мономахом, пропала бесследно в 1941 году, сейчас на ее месте находится список, присланный в Смоленск Борисом Годуновым и также почитаемый чудотворным.

Рядом на Соборной горе расположен также составляющие единый комплекс с Успенским собором Богоявленский собор (1781-1787) и архиерейский дом (вторая половина XVIII века) с церковью Двенадцати Апостолов и церковью Кирилла и Мефодия.

На северном склоне горы (Большая Советская улица) стоит церковь Благовещения (1779). На южном склоне — церковь Иоанна Предтечи (1703).

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом