Российские государиВпервые титулование «Великий князь Московский, Государь всея Руси» было употреблено в отношении Ивана III Васильевича. Он, по определению российского историка Василия Никитича Татищева, «совершенную монархию восстановил и о наследии престола единому сыну, учиня закон, собором утвердил».

А другой русский историк, Николай Михайлович Карамзин, считал, что Иван III «герой не только российской, но и всемирной истории», потому что он восстановил в России единодержавие и уничтожил разновластие. Иван стал великим московским князем в 1462 г. (ему было 22 года) и управлял страной 43 года.

Для Руси (России) это время существенных перемен во всех областях жизни. Иван смог включить в состав Московского княжества земли Ярославского, Ростовского и Тверского княжеств, Новгорода Великого, Вятского края.

Его сын Василий III продолжил дело отца: отвоевал у Литвы Смоленск, включил в состав Московского княжества псковские земли и земли княжества Рязанского. На службу Ивану III, а затем и Василию, со своими землями добровольно перешли мелкие православные князья, сидевшие по верхней Оке и подчиненные Литве, — белевские, новосильские, Воротынские, одоевские, мезецкие, глинские и др. За ними потянулись и более южные — черниговские и новгород-северские.

Менее чем за 60 лет территория Московского княжества увеличилась в 6 раз — с 430 тыс. км2 до 2 млн 600 тыс. км2. В Москве охотно шли навстречу этим стремлениям и принимали к себе князей на условиях, принятых в Москве для добровольно подчинявшихся. Такие князья до поры до времени сохраняли при себе свои вотчины и дружины, сами управляли своими бывшими княжениями и держали в них суд, но считались и были на самом деле подчиненными и подручными московского великого князя, которого и должны были именовать государем и во всем слушаться беспрекословно.

Иван III со своей стороны устанавливал контроль за жизнью в отдельных княжествах, назначая туда своих наместников. Наместники жили там за счет местных налогов (корма).

Их называли наместниками-кормленщиками. Одновременно Иван на этих землях расселял своих служилых людей.

Но землю они получали не навсегда — в отчину (т. е. такая земля передавалась по наследству, от отца), а на время службы — в виде поместья.

Так появились русские помещики.

Помещик обязан был по первому зову князя явиться «конно, людно и оружно», т. е. с оружием, на коне и привести с собой воинов.

Значительные земельные раздачи (до 87%) были произведены на территории бывшей Новгородской республики.

Одновременно с включением в состав Московского княжества соседних земель в государстве шел процесс централизации органов власти и управления.

У князя была Боярская дума.

В ее состав входили 12-15 человек представителей знатных княжеских родов и старомосковского боярства.

Каждый член Боярской думы, в зависимости от знатности рода и давности службы великому князю, занимал в Думе определенное место.

Бояре строго следили за тем, чтобы менее знатный не занял высокое место. Дело иногда доходило до потасовок.

Такой порядок получил название «местничество», или местное право. Без боярского совета (приговора) — «Царь указал, а бояре приговорили» — не принималось ни одного решения.

На заседании Думы присутствовали царь и митрополит. Таким образом, все решения Думы принимали форму закона и являлись обязательными для исполнения на всей территории государства.

При Иване III было положено начало формированию центральных исполнительных органов власти — Приказов (от слова «приказать», «поручить»). Первоначально функции центральных исполнительных ведомств выполняли Дворец и Казна.

Великокняжеские дворецкие происходили из среды нетитулованного боярства, с давних пор связанного с Москвой. Они ведали судом, обменом и межеванием великокняжеских земель, осуществляли контроль над наместниками-кормленщиками, скрепляли своей подписью жалованные грамоты.

Особая роль принадлежала Казне, которая, по сути, являлась великокняжеской канцелярией.

В Казне хранились не только драгоценности и деньги, но и великокняжеская печать (с конца XV ст. на ней изображен двуглавый орел), и архивные документы.

Казначея иногда называли печатником (хранителем государственной печати), а иностранцы — канцлером, поскольку это ведомство занималось внешней политикой государства. Первым дворецким был Иван Борисович Тучко-Морозов, казначеем — Дмитрий Владимирович Ховрин, а печатником — Юрий Малый Дмитриевич Траханиот.

В распоряжении дворецкого и казначея находился штат дьяков, специализировавшихся на выполнении различных государственных служб. Постепенно дьяки берут в свои руки все важнейшие отрасли государственного управления, ведают составлением великокняжеского летописания, ведут делопроизводство в Боярской думе и по военно-оперативным делам.

Со временем функции Дворца и Казны расширяются и изменяются. На их базе формируется ряд самостоятельных, отраслевых органов управления — Приказы, административный аппарат которых и составили дьяки.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом