Первое послевоенное десятилетиеВ целом советская музыка представлена разными жанрами. Это симфонии, оратории, балет, инструментальный концерт. При этом поистине всенародной популярностью пользовалась песня.

Ведущими мастерами песенного жанра были И. О. Дунаевский, А. В. Александров, В. Г. Захаров, М. И. Блантер. Яркие образцы в песенном жанре созданы Шостаковичем — «Песня о встречном» и Л. К. Книппером — «Полюшко».

В стране складывается система жанров популярной музыки, куда наряду с массовой песней входил советский джаз, например, джаз Л. О. Утесова.

Развивается оперетта. В 30-е годы были поставлены «Свадьба в Малиновке» Александрова и «Золотая долина» Дунаевского.

Ведущим мастером симфонического жанра в этот период становится Д. Д. Шостакович.

Его Пятая симфония, написанная в 1937 году, является одним из наиболее совершенных его произведений.

В период Великой Отечественной войны исключительная роль принадлежит жанру массовой песни.

Выражением психологического настроя военных лет стала песня «Священная война» А. В. Александрова. В серьезной музыке наивысшие достижения в отражении атмосферы военных лет представлены в симфоническом творчестве.

Знаменитая Седьмая симфония Шостаковича, написанная в 1941 году, получила в годы войны широкий общественный резонанс и стала памятником этому тяжелому времени. В 1943 году была написана Пятая симфония Прокофьева, которая является вершиной его симфонического творчества.

Психологическое восприятие войны отразилось в двух симфониях Н. Я. Мясковского, в симфонических исканиях А. И. Хачатуряна, Г. Н. Попова, Т. Н. Хренникова. Первое послевоенное десятилетие характеризуется предельной политизацией советского искусства.

В музыке выражением политики жесткого контроля над духовной жизнью явилось постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере «Великая дружба» В. И. Мурадели», полное несправедливых обвинений в адрес Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна. Только после отмены этого постановления и реабилитации крупнейших отечественных композиторов в 1958 году началось возрождение музыкального искусства.

Появились произведения композиторов нового поколения: Р. К. Щедрина, С. М.Слонимского, Э. В.Денисова, В. АТаврилина, А. Г. Шнитке.

Ведущее место в советском симфонизме 60-70-х годов занимают произведения Шостаковича, в кантатно-ораториальных жанрах — Свиридова. В жанре песни наряду с композиторами старшего поколения Блантером, Мурадели, Соловьевым-Седым, Хренниковым работают новые композиторы-песенники — А. Н. Пахмутова, А. Я. Эшпай, С. С. Туликов, А. И. Островский, О. Б. Фельцман, Э. С. Колмановский.

Значительный пласт песенной культуры образовала «авторская песня» А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, Ю. X. Кима, Ю. И. Визбора. Мировой авторитет завоевывает советская исполнительская школа: дирижеры Е. А. Мравинский, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. X. Темирканов, хоровые дирижеры В. Н. Минин, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, A. Я. ЮрловщианистыС.

Т. Рихтер.

Э. Г. Гилельс, Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Э. КВирсаладзе, М. В.Плетнев, Н. А.Петров, скрипачи Л. Б. Коган, О. М. Каган, B. Т. Спиваков, В. В. Третьяков, виолончелисты М. Л. Ростропович (впоследствии ставший знаменитым дирижером), Н. Г. Гутман, Н. Н. Шаховская. Происходит возрождение некоторых традиционных в прошлом жанров, особенно в сфере вокально-симфонической и хоровой музыки: реквиема, мессы, хорового концерта.

В этой связи следует назвать реквиемы Шнитке, Денисова, хоровые концерты «Пушкинский венок» Свиридова, «Тихий Дон» Слонимского, хоровой концерт «Стихи покаянные» Шнитке. В 60-80-е годы широкое распространение приобрели новые песенные, эстрадные направления.

Советский рок к середине 70-х годов прошел стадию подражательности, появились группы «Машина времени», «Автограф», исполнявшие собственные сочинения на родном языке. Зрители услышали рок-оперы «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина и «Юнона и Авось» A. Л. Рыбникова.

Новые явления массовой культуры резко разделили музыку на «серьезную» и «легкую».

Возникла необходимость заполнения пространства между массовыми субкультурными музыкальными формами и академической музыкой.

К 70—80-м годам появилось направление, называемое «третьим», объединяющее приемы и технологию «серьезной» музыки с доступностью коммерческой.

К композиторам «третьего направления» принадлежат B. С. Дашкевич, М. Л. Таривердиев, Г. И. Гладков. В области эстрадной музыки успешно работали такие композиторы как Д. Ф. Тухманов, Л. А. Чижик, Ю. С. Сеульский, М. А. Минков, Г. А. Га-ранян, А. С. Козлов.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом