КиноПервые сеансы «синематографа Люмьера» прошли в Санкт-Петербурге в саду «Аквариум» и в Москве в театре оперетты «Эрмитаж» в мае 1896 года. С этого времени и началась жизнь кинематографа в России.

Тогда же появилось и отечественное кинопроизводство: В. А. Сашин и А. К. Федецкий сняли ряд злободневных хроникальных сюжетов. Первый русский фильм был снят в 1908 году на сюжет популярной песни о Стеньке Разине.

Затем зрители увидели «Оборону Севастополя» режиссеров В. М. Гончарова и А. А. Ханжонкова, «Дворянское гнездо», В. Р. Гардина, «Пиковую даму» Я. А. Протазанова.

С началом Первой мировой войны приток в Россию зарубежных фильмов почти прекратился, а русское кинопроизводство стало набирать обороты. Только в 1916 году было снято около 500 фильмов!

В основном это были приключенческие ленты, комедии и мелодрамы.

После Октябрьской революции кинематограф становится рупором новой идеологии.

Не случайно В. И. Ленин говорил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Кинематограф называли безмолвным пропагандистом, могучим агитатором, книгой для неграмотных.

Был налажен выпуск «агитфильмов» на злобу дня: «Красноармеец, кто твой враг?

», «На фронт!

», «Мир хижинам — война дворцам!». В 1923 году вышла «первая фильма революции», как тогда говорили, — «Красные дьяволята», что привлекло множество зрителей.

Большую роль в становлении нового искусства сыграло творчество и теоретические находки режиссера Л. В. Кулешова.

Выезжая в составе хроникальных групп в 1920 году на фронт, он снял приключенческий фильм «На красном фронте», где наряду с игровыми сценами содержался ряд документальных кадров. В ряду новаторов кино одно из первых мест принадлежит С. М. Эйзенштейну.

Его фильм «Броненосец «Потемкин», снятый в 1925 году, открывает список мировых шедевров киноискусства. «Мать» в постановке В. И. Пудовкина — произведение столь же новаторское, тоже ставшее классикой кино.

Один из основоположников неореализма, итальянский режиссер Л. Висконти писал о работах Пудовкина: «Такие произведения, как «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингизхана», «Мать», представляют собой огромные оси, вокруг которых продолжает вращаться реализм в кино». Неизменным успехом у зрителей пользовались фильмы Я. А. Протазанова, чему способствовали актеры, игравшие в них, — И. В. Ильинский, О. А. Жизнева, А. П. Кторов.

В 1928 году Эйзенштейн, Пудовкин и Александров впервые обратились к теоретическим основам звукового кино, изложив их в статье «Будущее звуковой фильмы. Заявка».

Первые звуковые фильмы в СССР — «Златые горы» С. И. Юткевича и «Земля жаждет» Ю. Я. Райзмана. С приходом в кино слова кинематографу понадобились театральные актеры.

Очень известной стала картина режиссера Н. В. Экка «Путевка в жизнь», которая рассказывала о судьбе беспризорников. В 1934 году на праздновании 15-летия советского кино в Москве был показан фильм «Чапаев», снятый С. Д. и Г. Н. Васильевыми.

Фильм синтезировал достижения немого и возможности звукового кино. Созданный Б. А. Бабочкиным образ Чапаева стал мифологемой как официальной советской пропаганды, так и общественного сознания.

Легендарной стала и трилогия о Максиме (фильмы «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона») режиссеров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. Истинно советскими были фильмы «Депутат Балтики» А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица, «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма.

В 1930-е годы на экраны выходят фильмы режиссера С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». Герасимов создал школу актерской игры, отличавшуюся психологизмом и искренностью.

С его фильмами в кино пришла блистательная плеяда актеров: Т. Ф. Макарова, О. П. Жаков, П. М. Алейников, И. X. Новосельцев.

В это же время зритель увидел комедии И. А. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» с М. А. Ладыниной и Н. А. Крючковым в главных ролях. Но самый большой успех выпал на долю фильмов Г. В. Александрова «Цирк», «Светлый путь», «Волга-Волга» с Любовью Орловой и Игорем Ильинским.

Развивается и детский кинематограф.

«Дети капитана Гранта» режиссера В. П. Вайнштока, «Тимур и его команда» А. Е. Разумного, «Василиса Прекрасная» А. А. Роу — вот неполный перечень фильмов, снятых в те годы для детей. Кинематограф периода Великой Отечественной войны воспевал патриотизм советского человека.

Одним из самых пронзительных фильмов о войне стал фильм «Она защищает Родину», снятый Каплером и Эрмлером с Марецкой в главной роли.

В его основу легли реальные события войны. Кадры, где фашист бросал ребенка героини под танк, по словам Довженко, «раздвигали рамки дозволенного в искусстве».

На киностудиях, эвакуированных в Среднюю Азию, снимались самые разные картины: драматические — «Во имя Родины» В. И. Пудовкина и Д. И. Васильева, «Дни и ночи» А. Б. Столпера, «Фронт» братьев Васильевых, и лирические — «Два бойца» Л. Д. Лукова, «В шесть часов вечера после войны» И. А. Пырьева. Фильмы о фронте и тыле отражали не только хронологию войны, но и передавали атмосферу того времени.

В эти же годы Пудовкин снимает исторический фильм «Адмирал Нахимов», а Эйзенштейн — картину «Иван Грозный».

В 1946 году выходит постановление ЦК ВКП(б) «О кинофильме «Большая жизнь», содержавшее негативные оценки картин Пудовкина, Эйзенштейна и других мастеров.

Это в значительной мере определило сужение тематики, распространение художественных штампов, ограничение притока в кинематограф новых творческих сил. Но реалистическая традиция все же пробивала себе дорогу. На экран вышли фильмы «Сельская учительница» режиссера Донского, «Повесть о настоящем человеке» Столпера, созданная на документальном материале картина Герасимова «Молодая гвардия».

В «Молодой гвардии» сложился блестящий актерский ансамбль — С. Ф. Бондарчук, Н. В. Мордюкова, И. В. Макарова, B. В. Тихонов.

Целина, жизнь заводской молодежи, сложные процессы, протекавшие в деревне, — вот темы, которые пытался раскрыть послевоенный кинематограф. Классическими становятся снятые в 1950-е годы фильмы «Баллада о солдате» режиссера Чухрая, «Летят журавли» М. К. Калатозова, «Судьба человека» C. Ф. Бондарчука.

В 1962 году А. А. Тарковский снимает свой первый фильм «Иваново детство». Этот фильм стал прологом творчества одного из крупнейших режиссеров «новой волны» в советском кино.

Взгляд на войну как на этап в жизни народа, неразрывно связанный с довоенным временем и продолжающийся в послевоенную эпоху, отличает картины «Дом, в котором я живу» режиссеров Л. А. Кулиджанова и Я. А. Сегеля и «Мир входящему» Алова и Наумова. Представитель старшего поколения мастеров, режиссер Ромм, снял фильм-размышление «Девять дней одного года», посвященный жизни ученых-физиков.

Актеры А. В. Баталов, И. М. Смоктуновский, Т. Е. Лаврова открыли новые грани современности.

Документализм и метафоричность, прозу и поэзию жизни соединил фильм М. М. Хуциева «Застава Ильича».

Правда, прежде чем стать событием в художественной и общественной жизни, эта картина несколько лет пролежала на полке из-за различного рода идеологических цензурных претензий.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом