Смольный институт благородных девицВ Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди самых разных слоев населения, о чем свидетельствуют берестяные грамоты. Первые школы в Киевской Руси возникли в конце X века при христианских монастырях и церквях. С XI века появились первые начальные приходские школы.

В них учили письму, чтению церковных книг и пению.

Монголо-татарское иго нанесло большой ущерб русской культуре и образованию.

Новый подъем в развитии образования связан с формированием многонационального русского государства в XVI-XVII веках и возникновением книгопечатания. В 1574 году Иван Федоров напечатал первую славянскую «Азбуку».

В XVII веке в России начали открываться грамматические и греко-латинские школы. В 1687 году появилось первое высшее общеобразовательное учебное заведение — московская Славяно-греко-латинская академия.

Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия. В ней преподавались греческий, латинский и славянский языки, «семь свободных искусств», богословие, особое внимание уделялось греческому языку.

Академия содействовала распространению общего образования в России.

В ней учились не только дети знати, приказного дьячества, служителей церкви, купечества, но и кабальных людей.

Из нее вышли многие видные деятели русской культуры того времени — М. В. Ломоносов, Ф. П. Поликарпов-Орлов, К. Истомин, В. К. Тредиаковский, П. В. Постников, Л. Ф. Магницкий, первые профессора Московского университета Н. Н. Поповский и А. А. Барсов. В программе реформ Петра I большое внимание уделялось организации светских государственных школ.

В Москве открылись Школа математических и навигацких наук, Пушкарская (артиллерийская) школа, Госпитальная медицинская школа, Инженерная школа, а в Петербурге — Морская академия, Инженерная школа, Артиллерийская школа.

При основанной в Петербурге в 1724 году Академии наук были учреждены Академический университет и Академическая гимназия.

В XVIII веке также возникают закрытые дворянские учебные заведения — кадетские корпуса и институты благородных девиц. Смольный институт благородных девиц — первое в России женское вос— питательно-образовательное учреждение, положившее начало общественному женскому образованию в государстве.

Основано оно была по инициативе И. И. Бецкого в соответствии с указом императрицы Екатерины II в 1764 году в Петербурге при Воекресенском Смольном Новодевичьем монастыре под названием «Воспитательное общество благородных девиц».

Учебный план института включал Закон Божий, иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, танцы, рукоделие и различные виды домоводства, правила «светского обхождения».

Большое значение для развития образования в России имела деятельность М. В. Ломоносова.

По его плану в 1755 году был основан Московский университет и при нем две гимназии — для дворян и для разночинцев. Деятельность учеников и последователей Ломоносова — Н. Н. Поповского, Д. С. Аничкова, А. А. Барсова, С. Е. Десницкого, И. А. Третьякова способствовала становлению университета как центра прогрессивной науки и просветительства.

В типографии университета издавалась газета «Московские ведомости». В 1804 году был основан Казанский, в 1805 — Харьковский университеты и в 1819 — Петербургский.

При университетах открываются трехгодичные педагогические институты. На базе Петербургского педагогического института в 1816 году был создан Главный педагогический институт.

Близкими к университетам по учебным планам были лицеи — Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. В первой половине XIX века в России появляются высшие технические учебные заведения.

В Петербурге были открыты Лесной институт, Институт корпуса инженеров путей сообщения, Практический технологический институт, Институт гражданских инженеров.

Под влиянием общественного движения 1860-х годов были проведены школьные реформы, предусматривавшие централизацию управления школами.

По Уставу 1864 года были утверждены 2 типа средней школы: классические гимназии с 7-летним сроком обучения, готовившие к поступлению в университеты, и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технические учебные заведения. Стало развиваться и женское образование.

Появились женские гимназии и женские училища.

Высшие женские курсы дали начало высшему женскому образованию.

Система народного образования в предреволюционной России включала различные типы учебных заведений. Начальная школа — 1- классные начальные училища (срок обучения 3-4 года), 2-классные начальные училища (5-6 лет), 4-классные высшие начальные училища (4 года).

Начальные училища по ведомственной принадлежности делились на земские, церковно-приходские, городские, министерские, фабричные. Среднее образование давали мужские (8 лет) и женские (7-8 лет) гимназии, реальные (6-7 лет) и коммерческие (7-8 лет) училища, духовные училища (4 года) и семинарии (6 лет), кадетские корпуса (7 лет), институты благородных девиц (8 лет), епархиальные училища (7-8 лет). Кроме того, действовали средние специальные учебные заведения, ремесленные, сельскохозяйственные, торговые и другие училища и школы.

Учителей готовили учительские семинарии (4 года) и учительские институты (3 года). Высшее образование давали университеты (срок обучения 4 года), высшие технические, сельскохозяйственные, экономические и другие учебные заведения (4-5 лет), высшие женские курсы, духовные академии (4 года).

После Октябрьской революции был учрежден Народный комиссариат просвещения РСФСР во главе с А. В. Луначарским, началось создание новой системы народного образования, которая отвечала задачам социалистического строительства. Были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, о национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса, было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР».

В 1923 году для ликвидации неграмотности было создано общество «Долой неграмотность».

Уже к 1926 году грамотность населения в возрасте 9-49 лет в РСФСР поднялась до 60,9%.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом