Влияние на кружок близких к царю людей (Избранную раду) оказывали родственники жены царя и глава церкви — митрополит Макарий. В своем большинстве это были честные, грамотные, образованные, талантливые государственные деятели и полководцы. Хотя Избранная рада и не имела официального статуса, а являлась своеобразным совещательным органом при царе, но влияние членов рады на преобразовательскую деятельность царя было вполне реальным.
Реформаторы впервые заявили о себе на «Соборе примирения» (1549).
На Соборе, помимо Боярской думы и церковного руководства, присутствовали воеводы и дети боярские.
Иван IV в своем выступлении обвинил бояр-кормленщиков в притеснении детей боярских, служилых людей, горожан и крестьян, возложил на них ответственность за дворянское оскудение.
Одновременно царь сказал: «Я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».
За этим следует правительственный приговор от 28 февраля 1549 г.: «во всех городах Московьския земли наместником детей боярских не судити ни в чем, оприч душегубства и татьбы и розбоя с поличным». Этот приговор фактически положил начало судебной и других реформ.
В 1550 г. Собор утверждает новый Судебник. Судебник ограничивал власть наместников.
Местные органы власти (губные и земские старосты) теперь принимали участие в суде вместе с наместником. «Да устроил по всем землям моего государства, — писал Иван IV, — старосты, и целовальники, и соцкие, и пятидесятские по всем градом, и по пригородом, и по волостем, и по погостом, и у детей боярских; и уставные грамоты пописал».
Судебник сохранил существовавшие с 1497 г. нормы Юрьева дня. Крестьяне по-прежнему могли покинуть землевладельца в течение двух недель на исходе осени.
Между тем барин для крестьян теперь становился «государем» и на него возлагалась ответственность за крестьянские преступления.
Новый Судебник ускорил формирование Приказов. К середине XVI ст. приказная система оформляется окончательно.
Создаются специальные учреждения, которые руководили военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами с постоянным штатом дьяков и подьячих. Внешней политикой занимался Посольский приказ.
Разрядный приказ ведал войском, назначением воевод, определял дворянское жалованье, собирал дворянское ополчение.
Поместный выделял земли феодалам.
Разбойный приказ разыскивал и судил «лихих людей».
В Челобитном приказе принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Этот приказ становился фактически высшим органом контроля в государстве. В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей — знатоков своего дела, со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов.
Создание приказов, дифференциация в отправлении их функций должна была способствовать более четкому и оперативному руководству со стороны правительства деятельностью местных органов управления.
Вскоре последовали меры и по реформированию системы управления на местах. В отдельных районах еще в 30-е годы начали создавать административные, уголовно-полицейские округа, которые получили название «губа».
Вслед за губной последовала и земская реформа. Все должностные лица земского самоуправления избирались на неопределенный срок, и население могло их «переменить».
Позднее выборы проводились ежегодно.
В ведении земских органов находились сбор подати — «окупа»; разбор гражданских и второстепенных уголовных дел среди черносошных крестьян и посадских людей. В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали, а управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, которые практически выполняли административно-полицейские и финансовые функции.
Земская реформа наносила очередной удар по системе кормлений. На смену власти наместников приходили местные органы власти, избранные из зажиточных кругов черносошного крестьянства и посадских людей.
Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства.
Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, однако острие реформы направлялось по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе, против социальной борьбы, с которой наместнический аппарат был не в состоянии вести эффективную борьбу. Иван IV проводит и военные преобразования.
«Приговор о местах воевод в полках» (1550 г.) утверждал единоначалие и устанавливал субординацию воевод. Повышал их роль в военное время, ограничивал местничество во время военных действий.
В командном составе войска возрастала роль дворянства.
Одновременно принимается решение об учреждении «от Москвы верст за шестьдесят и за семьдесят, помещиков, детей боярских, лучших слуг, 1000 человек».
(«Избранная тысяча».
) В состав войска вошли 1078 человек из 46 городов и уездов страны.
Среди них лишь 28 человек принадлежали к столичной знати (бояре, окольничие, оружничие, казначеи). Войску выделялось 59 100 десятин земли.
Это войско охраняло царя, принимало участие в военных походах, выполняло различные ответственные поручения.