Успехи в годы правления Ивана IIIПри Иване III и Василии III, несмотря на ряд серьезных противоречий, укрепились отношения царской власти и церкви. Царь поддерживал церковь, а церковнослужители взяли на себя миссию идеологического обоснования самодержавия.

Идеолог церкви Иосиф Волоцкий заявлял: «Царь своим естеством подобен всем людям, а властью подобен вышнему Богу».

Царю предоставлялось право окончательного суда над всеми подданными в государстве.

Теперь его титул начали писать в церковной книжной формуле: «Иоанн, Божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и иных».

Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в начале XVI ст., писал о власти Василия III: «Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил также то, что начал его отец, а именно отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления.

Во всяком случае, даже родным братьям он не поручает крепостей, не доверяя им». И далее посол отмечает: «Из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля Божья и что ни сделает государь, он делает по воле Божьей».

Значительные успехи в годы правления Ивана III и Василия III были достигнуты на международной арене. Победе над Ахматом способствовала умелая политика дипломатов, приведшая к созданию союза Руси, Крымского и Сибирского ханств, Ногайской орды.

В 1490 г. Москва заключает договор с Австрией, направленный против Польши. Этот договор позволил московскому правительству открыто предъявить претензии к Польше и Литве на права владения русскими землями.

С этого времени в орбиту деятельности русских дипломатов включается до двух десятков европейских и более десятка азиатских государств. Именно в эти годы Москва усиливает свои позиции в Казани, заключает союзный договор с крымским ханом, ведет активные переговоры с Римом, Венецией, Миланом, Священной Римской империей, Великим княжеством Литовским, Молдовой.

В Москву прибыли послы из Чагатая (среднеазиатские земли) и грузинского царя Александра. Русско-датский договор о дружбе, заключенный 8 ноября 1493 г., стал началом русско-датского союза, который позволял Москве расширять свое присутствие на Балтике.

Нельзя преувеличивать, но в тоже время не стоит и преуменьшать влияние на жизнь московского государства женитьбы великого князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора.

Этот акт, как в свое время женитьба Владимира на византийской царевне, заставил Европу признать статус Московского князя равным статусу европейских государей.

Это позволяло расширить деятельность русских дипломатов, хотя не все переговоры заканчивались их победой. Большее влияние этот брак оказал на внутреннее развитие государства.

По крайней мере к концу XV ст. государь своим внешним видом и одеждами стал отличаться от князей и бояр.

Появились регалии царского достоинства: бармы (оплечья из тяжелого шелка, отделанные золотом и драгоценными камнями), шапка Мономаха, украшенная драгоценными камнями и золотыми бляшками.

Позже к ним добавились крест, скипетр и цепь. В жизнь дворца вводился европейский церемониал царских приемов.

Для этой цели строится специальное здание — Грановитая палата.

В Москву приезжают европейские лекари, мастера различных ремесленных специальностей, зодчие.

Из многих городов государства пребывают и свои собственные мастера. Итальянские мастера Аристотель Фиорованти, Антон Фрязин, Марко Руффо, Алевиз Новый и другие знакомят их с искусством итальянского Возрождения, занимаются перестройкой Кремля.

Менее чем за 30 лет вокруг Кремля возводятся новые мощные каменные стены. Внутри Кремля на месте обветшалых строятся новые соборы, служебные и жилые помещения.

Величие Кремля символизировало величие государства.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом