Церемония венчания Ивана IVВ 1547 г. в истории России произошли два важных события. Во-первых, Иван решил жениться.

По понятиям россиян того времени женатый юноша становился взрослым мужчиной.

Иван первым из русских князей и государей нарушил традиции избрания невесты. Если традиционно это делали родители, то Иван свою избранницу выбирал сам из многих представленных ему девиц.

Счастливицей оказалась Анастасия из старомосковского, хотя и незнатного, боярского рода Романовых-Захарьиных. Во-вторых, 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий официально венчал на царство молодого Ивана IV. Митрополит в присутствии богато одетых бояр, воевод, князей и служителей церкви надел на Ивана бармы и венец.

Здесь же Иван IV заявил: «Хочу…

поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, и сродник наш Великий князь Владимир Всеволодович Мономах на царство, на великое княжение садился; и я также этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть».

Иван IV, таким образом, говорил о преемственности своей власти, о том, что она идет от власти киевских князей.

Получая царский венец от митрополита, Иван IV получал ее как бы от Бога.

Недаром царь неоднократно говорил, что «нет власти, если власть не от Бога». Акт венчания возвышал государя над всей титулованной русской знатью и поднимал авторитет и роль церкви, поскольку весь обряд совершал митрополит.

Однако это не означало, что царь признавал свою зависимость от церкви. Однако церемония венчания Ивана IV на царство не прекратила боярского своеволия.

Родственники царя Глинские захватили власть в стране и тотчас же принялись беззастенчиво грабить государственную казну, облагать горожан и крестьян новыми непосильными налогами, «чинить насильство и грабеж», казнить невинных.

Это вызвало восстания горожан в Гороховце, Опочке, Пскове, Устюге Великом и, конечно же, самое мощное (1547 г.) в Москве. Небывалое по своему размаху и организованности восстание в Москве смертельно перепугало феодалов всех степеней, заставило их искать пути консолидации своих сил, пути дальнейшего укрепления централизованной власти.

Московские события стали важной вехой в жизни Ивана IV. Они заставили удалить из Боярской думы скомпрометировавшую себя царскую родню — Глинских.

Бунты в Москве прекратились как по мановению руки. Закончилась целая полоса политического развития государства, известная под названием «боярское правление».

После восстания 1547 г. впервые прозвучал голос дворянских публицистов и представителям дворянства был открыт доступ на сословные совещания, или соборы, получившие позже наименование Земских соборов. Дворянские публицисты выдвинули проекты всестороннего преобразования государственного строя России.

Стержнем политики Ивана IV стало укрепление самодержавной власти.

Идеолог самодержавной власти Иван Пересветов убеждал царя удалить от себя вельмож, а приблизить служилых людей, которые преданы ему. Центральной идеей Пересветова являлось установление деспотической власти царя. «Государство без грозы, что конь без узды», — писал он. Предметом дискуссии идеологов царской и боярской власти становится традиционное русское понятие «правда», которое после принятия христианства связывали в основном с религиозными ценностями православия.

Бояре настаивали на традиционной трактовке понятия «правда».

При этом они имели в виду идеи справедливости, милосердия, соборного, т. е. коллегиального, характера власти. Царь, по их мнению, должен быть «любосоветен».

В трактовке Ивана Пересветова понятие «правда» отождествлялось с самодержавной властью царя, отрывалось от традиции власти и веры на Руси.

Идеалом для него являлась «правда турецкая»,т. е. «правда» самодержавная, дополнением которой должна служить «вера христианская».

Это был совершенно новый подход к русской системе ценностей, ставивший царя выше церкви. Иван Пересветов настаивал на том, что если этой самодержавной «правды» нет, то «всего нет», т. е. вера, в его системе представлений, играла второстепенную роль.

Поток преобразовательных идей в конце концов увлек молодого царя.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом